Консультант по химической зависимости

Консультант з хімічної залежності

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КОНСУЛЬТАНТА ПО ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Рекомендовано дивизионом «Адиктология» Национальной психологической ассоциации Украины в обязательном соблюдении в реабилитационных, наркологических центрах и других аналогичных учреждениях.

Консультант по химической зависимости

Это сотрудник реабилитационного и наркологического центра (или аналогичного учреждения), имеющий соответствующую профессиональную подготовку в сфере консультирования зависимых клиентов (но может не иметь специализированного профессионального высшего образования).
Чаще консультанты по химической зависимости имеют в прошлом собственный опыт зависимости и выздоровления от него. При этом для работы консультантом по химической зависимости срок абсолютного воздержания от приема любых психоактивных веществ должен быть не менее 1 года. Консультант по химической зависимости является младшим и вспомогательным персоналом в психотерапевтическом составе реабилитационного центра. Консультант по химической зависимости не может применять методы психологического и психотерапевтического воздействия, но может в пределах своей компетенции оказывать эмоциональную поддержку, проводить информационную работу, помогать развивать компетенции здоровой жизни, обучать навыкам удержания трезвости и самопомощи при кризисных состояниях. То есть проводит коучинговую и тренерскую работу, что помогает клиенту сформировать компетенции здоровой трезвой жизни. Этика является той главной базой, на которой строится вся остальная работа любой профессии, в том числе и консультанта по химической зависимости. Консультант, не понимающий этических принципов и не строящий на их основе свою практику, не может считаться специалистом.

Главными нравственными принципами помогающих специалистов, на которых строится вся этическая система, являются четыре принципа биомедицинской этики:

  • Минимизация вреда («не навреди»): специалист должен обдумывать возможные негативные последствия своей работы и строить ее таким образом, чтобы исключить или по крайней мере минимизировать возможный вред для клиента.
  • Благотворение («приноси благо»): специалист работает только во благо своего клиента, и при построении целей и планов своей работы, обязательно соотносит их с объективным улучшением социальной и психологической жизни клиента (обязательно учитывая его индивидуальность) и с повышением его субъективного ощущения счастья.
  • Автономия: невозможно помогать клиенту без его желания, любая работа по помощи является договорной, при нежелании клиента осуществлять или другие изменения консультант может использовать только мотивационные интервенции.
  • Справедливость: клиент не используется для других выгод (кроме явно оговоренных в контракте и трудовом договоре с центром) финансового, трудового, психологического, социального и другого плана.
  • Еще одним нравственным принципом, на котором строится «техника» консультативной работы, является принцип безусловного уважения к клиенту, его достоинства, прав и свобод, безусловного принятия и безоценочного отношения к его личности.

На этих пяти главных и универсальных нравственных принципах (минимизации вреда, благодеяния, автономии, справедливости, уважения) и построена вся этическая система работы консультанта по химической зависимости.

Этические принципы работы консультанта по химической зависимости

Основными характеристиками нравственного поведения консультанта по химической зависимости являются доброжелательные, искренние, правдивые отношения с клиентом; учет ценностей, жизненных принципов, особенностей личности клиента; строгое соблюдение договорных обязательств; разграничение личных и профессиональных отношений с клиентом; предупреждение и недопущение конфликтов; внимательный учет реакции клиента на действия консультанта, налаживание постоянной обратной связи; терпимое отношение к отрицательному поведению клиента; недопущение формализма, установление положительных эмоциональных отношений. Консультант при этом в своей работе должен придерживаться следующих нравственных принципов:

  1. Уважение. Уважение ценности и особенностей личности, достоинства, прав и свобод клиента. Консультант с одинаковым уважением должен относиться к людям независимо от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной субкультуре, этносу и расе, вероисповеданию, языку, социально-экономическому статусу, физическим возможностям, болезням, а также его поступкам в употреблении, нравственного регресса, особенностей личности, ограничений. Консультант избегает деятельности, которая может привести к дискриминации клиента. Консультант сохраняет доброжелательное отношение к клиенту, признает его право на негативное поведение, следит за своими эмоциональными реакциями. Консультант следует принципам безусловного принятия и безоценочного отношения к личности клиента. Консультант проявляет уважение к клиенту, общается с ним без порицания. Консультант должен быть доступным, открытым и внимательным по отношению к клиентам.
  2. Контрактность. Выздоровление от зависимости – это добровольный процесс со взаимными договоренностями. Необходимо давать клиенту полную информацию о процессе выздоровления в центре, обсуждать с ним цели работы, правила и рамки и все изменения в процессе реабилитации. Также необходимо помнить, что выздоровление – это процесс ведения клиента к целям, определяемым и установленным вместе с ним.
  3. Безопасность. Консультант обязан предупреждать причинение ущерба клиенту и максимально минимизировать его. Консультанту следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вред здоровью, психологическому и социальному состоянию клиента и связанных с ним лиц. При этом необходимо уделять внимание взаимодействию с родственниками клиента.
  4. Законность. Работа консультанта по химической зависимости должна соответствовать действующему законодательству и правовым нормам государства. Консультант должен быть ознакомлен с соответствующими правовыми актами, относящимися к его работе. прекурсоров и злоупотреблению ими», приказ Минздрава №199 «Об утверждении Порядка применения методов психологического и психотерапевтического воздействия») и неукоснительно соблюдать их.
  5. Профессионализм. В своем образовании консультант должен получить следующие общие профессиональные компетенции: базовые навыки психологического консультирования (активное слушание), навыки мотивационного консультирования (включающего методику мотивационного интервьюирования), достаточную информацию о био-психо-социальной природе зависимости и навыки донесения этой информации клиентам, методики профилактики рецидива, методики самопомощи при стрессовых состояниях. Консультант должен также досконально разбираться в философии программы центра, где он работает, и быть достаточно образованным в альтернативных программах. Консультант должен регулярно проходить супервидение у старших коллег и посещать интервизионные группы. Консультант должен постоянно профессионально развиваться, посещая соответствующие обучающие тренинги, читая профессиональную литературу, просматривая видеоматериалы и др. и делать все возможное для повышения компетенции своей работы и снижения рисков для клиентов. Также консультант должен четко понимать пределы своей компетенции: не использовать техники психологического и психотерапевтического воздействия, такие как гипноз, регрессивные методики, арт-терапию, работу с убеждениями, психодраму, технику групповой динамики, технику визуализации, телесную терапию, не ставить диагнозы и т.д. Консультант имеет право на информационную работу, эмоциональную поддержку, работу с дневниками планирования и самоанализа, проверку тетрадей выздоровления, проведение групп взаимопомощи, проведение базовых техник релаксации, обучение техникам самопомощи при аддиктивном влечении, делиться собственным опытом выздоровления, обучать техникам программ самопомощи при зависимостях (например, «12 Шагов»). Консультант должен использовать все эти навыки только после обучения и проработки под супервидением более компетентных специалистов. При возникновении ситуаций с клиентом, решение которых не входит в компетенцию консультанта или возникновение сложных вопросов, консультант должен перенаправлять клиента на более компетентных специалистов (руководителя центра, психолога, психотерапевта, психиатра и нарколога). Консультант должен быть частью единой команды, соблюдать общую терапевтическую стратегию центра, не обсуждать действия других специалистов с клиентами, а все недоразумения, предложения к изменениям и другие вопросы решения на рабочих собраниях.
  6. Отсутствие насилия и эксплуатации. Консультант не имеет права применять в отношении клиентов какие-либо средства физического, психологического и сексуального насилия или давления и должен защищать клиентов от психологических и физических травм в процессе нахождения в центре. Консультант не имеет права эксплуатировать клиентов для достижения своих личных целей (финансовых, нравственных, психологических, сексуальных и других). Также консультант не должен решать свои личные проблемы за счет центра, его клиентов и сотрудников и не использовать имущество центра для достижения личных целей и удовлетворения собственных потребностей.
  7. Гибкость и личный подход. При работе с клиентами консультант должен проявлять гибкость и практиковать индивидуальный подход с учетом психологического состояния клиента, его интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, возможностей клиентов с психическими и физическими ограничениями и других индивидуальных особенностей. Консультант не должен «навязывать диагноз» зависимости клиенту, давая ему свой выбор. Консультант также не должен навязывать принципы программы центра, используя принцип привлекательности, а не давления.
  8. Отсутствие двойных и личных отношений. В момент прохождения реабилитации консультант должен избегать каких-либо двойных отношений с клиентами центра. Хотя контакт консультанта с клиентом может быть более открытым и дружеским, чем контакт психолога или психотерапевта, однако консультант должен помнить о первоочередности своей профессиональной роли и не вступать с клиентом в личностные отношения (включая отсутствие интимных отношений, личностных конфликтов, денежных и товарно-трудовых отношений, принятие подарков, обсуждение сотрудников и других клиентов, азартных игр, общих секретов, соглашений и пари и др.).
  9. Профессиональное поведение и коммуникация. Консультант в своей коммуникации с клиентами должен придерживаться профессиональных и культуральных норм: не вовлекаться в провокационные разговоры, не использовать ненормативную лексику, не позволять себе повышать голос, не проявлять обесценения и т.д. Внешний вид консультанта должен быть достаточно аккуратным, не дерзким и соответствовать его профессиональному статусу. Консультант должен помнить, что своим поведением, коммуникацией и внешним видом подает клиентам пример здоровой трезвой жизни.
  10. Конфиденциальность. Консультант обязан заботиться о сохранении анонимности личности клиента и конфиденциальности полученной от него информации вне центра, в том числе при сохранении, составлении и использовании истории болезни, в любой форме.
  11. Результативность. Консультант должен понимать, что единственная цель работы центра – благо клиента (положительные изменения в психологическом состоянии и жизни клиента). Любая программа выздоровления, которая при этом используется, является лишь одним из средств для достижения этой цели, а не самоцелью как токовой.
  12. Личностная психотерапия. Консультант должен проходить свою личностную психотерапию, работая с психологом или психотерапевтом (в индивидуальной или групповой форме). Выздоровление в программе взаимопомощи (например, прохождение программы «12 Шагов») не является заменой личной психотерапии.

 

Профилактика (превенция) наркомании
Профилактика (превенция) наркомании

Профессиональная илактика Что такое профессиональная илактика (превенция) наркомании – это деятельность, направленная на предупреждение привлечения к наркотикам и преодоления последствий...

Читати
Социальное зеркало
Социальное зеркало

Социальное зеркало Это концепция, которая предполагает, что мы воспринимаем себя через оценки и впечатления, которые нам отражают другие люди. В...

Читати далі